1. Письменные коммуникации 1.1. Основные понятия и нормативы делопроизводства Документ - это материальный объект с информацией, закреплённой определённым образом, для её передачи во времени и в пространстве. Делопроизводство - деятельность, охватывающая документирование и организацию работы с документами. Организация работы с документами - создание условий, обеспечивающих движение, поиск и хранение документов. Основные направления решения проблем, связанных с обработкой документов: 1) стремление привести к единообразию носители информации и порядок размещения на них информации; 2) обеспечение единообразия информационных элементов и блоков; 3) ускорение процессов обработки и передачи информации; 4) минимизация затрат на поиск и хранение данных. Каждый документ проходит жизненный цикл, основными стадиями которого являются: 1) создание; 2) визирование и согласование; 3) подписание и утверждение; 4) регистрация; 5) рассмотрение; 6) исполнение; 7) списание в дело; 8) хранение и уничтожение. Создана унифицированная система документации: 1) технические системы документов: ЕСКД (единая система конструкторской документации), ЕСТД (единая система технологической документации). Нормы документов - установленная совокупность реквизитов, расположенных в определённой последовательности. Реквизит документа - обязательный элемент, присущий определённому виду документа. Виды реквизитов: 1) постоянный реквизит - реквизит, наносимый при изготовлении бланка документа; 2) переменный реквизит - реквизит, фиксируемый на бланке в процессе заполнения. В документе имеется: рабочее поле, в котором записываются переменные реквизиты и содержимое документа; служебное поле - часть документа, предназначенная для информации о технических средствах и параметрах хранения документа. 1.2. Классификация документов Документы классифицируют по следующим признакам: 1) по способу фиксации информации; 2) по назначению; 3) по срокам исполнения; 4) по степени гласности: обычные, для служебного пользования, с грифом "секретно", "совершенно секретно", "особой важности"; 5) по юридической силе: подлинники (оригиналы), копии, отпуск, дубликат, подложные. Оригинал - собственноручно подписанный должностным лицом, подпись которого заверена печатью; отпуск - копия документа, подписанная теми же лицами, что и оригинал, и заверенная печатью; дубликат - копия подлинника, выдаваемая взамен утраченного подлинника и приобретающий юридическую силу подлинника; копия - воспроизведение документа вручную или с помощью технических средств; подложный документ - фальшивый документ, не имеющий никакой юридической силы, если доказано, что он - подложный. 1.3. Основные принципы письменных коммуникаций 1) персональност не нужно использовать абстрактные слова и выражения, эвфемизмы, незнакомы слова и жаргоны; 2) KISS-принцип; 3) позитивность; 4) тактичность; 5) удобство чтения; 6) привлечение внимания (чтобы текст был прочитан до конца); 7) наличие визуальных образов; 8) грамотность; 9) правильное использование стандартных элементов оформления. Эвфемизмами называются слова, маскирующие непривлекательную реальность.