В связи с тем, что разработка программного обеспечения приобретает трансграничный характер, очень важным аспектом коммуникаций являются национальные и межкультурные особенности. 1. Межкультурное общение. Под культурой будем понимать группы народов (стран), имеющих сходные черты. По поведенческому и психологическому признаку принято выделять три основных типа культур: 1) моноактивные народы - шведы, швейцарцы, датчане, немцы, британцы (Северная Европа): этим народам свойственен размеренный образ жизни, консервативность; эти народы придерживаются последовательного образа действий, в переговорах опираются на факты и логику, а не на чувства и эмоции, концентрируют внимание на непосредственной задаче и результатах; 2) полиактивные народы - испанцы, латиноамериканцы, португальцы, французы (Южная Европа), арабы, чехи, венгры, русские, украинцы (славянские народы): реальность важнее, чем распорядок; в переговорах полагаются на своё умение убеждать; 3) реактивные народы (слушающие) - японцы, китайцы, корейцы, финны, турки (Южная Азия): редко инициируют действия или дискуссии, предпочитают сначала выслушать и выяснить позицию других, а затем сформулировать собственную; в своём ответе вряд ли выскажут определённое мнение; предпочтительным способом общения считают монолог. Особенности народов: в моноактивной и полиактивной группах основной способ коммуникации - диалог, в реактивной - монолог. В реактивной культуре проявляют скромность и вежливость, отличаются умением создавать гармоническую атмосферу для работы в команде. Моноактивные и полиактивные группы имеют логический тип мышления и выражают свои мысли через речевой текст. Представители реактивной группы мыслят образно и передают информацию чаще в виде картинок. Каждая культура построена на основе ряда элементов. К таким элементам относится следующее: 1) ценности: оценки объектов окружающего мира их значения для человеческой деятельности; 2) нормы (правила поведения): могут быть отражены в законах либо общепринятых нормах поведения; 3) символы (объекты, звуки, жесты, которые имеют определённое значение); 4) язык; 5) знание (совокупность фактов и информации, которую накапливают люди; 6) религия. Основные области, в которых возможно непонимание или неправильное понимание представителями разных культур: стереотипы (поведение человека и его отношение к окружающей среде); время как язык: европейцы очень пункутуальны, не теряют ни минуты, латиноамериканцы считают нормой задержку на 3-4 часа, пространство как язык: чем больше начальник, тем больше кабинет он хочет себе сделать, во многих европейских же странах большие кабинеты отдаются клеркам, а начальство стремится занять маленький кабинет; язык жестов. Рекомендации для эффективного межкультурного общения: устные коммуникации: 1) избегайте любых действий, показывающих ваше превосходство; 2) изучайте культурные особенности страны, с представителями которой вам необходимо общаться, общайтесь с человеком не как с представителем культуры, а как с индивидуумом; 3) избегайте жаргона и двусмысленных терминов; 4) выговаривайте слова тщательно и говорите немного медленнее обычного при общении с людьми, для которых ваш язык - не родной, не говорите громко, считая, что от этого будет понятнее; 5) старайтесь уяснить, понял ли человек то, что вы сказали, но избегайте прямых вопросов "Вы поняли?", "Вам ясно?"; 6) не перебивайте говорящего; 7) знакомтесь с принятыми в разных странах способами привествия и представления; 8) будьте терпеливы и внимательны в паузах; 9) знакомтесь с особенностями невербального общения; письменные коммуникации: 1) избегайте жаргона, аналогий и т. п.; 2) используйте простые и точные слова; 3) пишите короткие предложения, текст формируйте из коротких абзацев, в которых содержится одна мысль; 4) для наглядности используйте больше графиков и цифр, но при этом не забывая форматы представления цифр; 5) используйте принятый в стране формат писем и формы приветствия. 2. Национальные стили ведения переговоров