Основы веб-дизайна http://info.c3rn.ch/ 6 авг. 1991 г. Tim Berners-Lee World Wide Web (WWW) HyperText Transfer Protocol HTTP Uniform Resource Identifier URI Первые веб-сайты были достаточно простыми и главное требование к дизайну было -- незаметность; дизайн не должен мешать посетителю знакомиться с его содержанием. Сайт -- инструмент, а красота инструмента -- в его функциональности. Развитию дизайна мешала слаборазвитая технологическая база. "Greating Killer Web Sites" (David Siguel) Стили и модели веб-дизайна В современном веб-дизайне существуют такие направления: текстовый дизайн, полиграфический дизайн, интерфейсный (юзабилити-) дизайн, динамический дизайн, смешанные направления. Создаваемые сайты находятся в русле трёх основных течений: интерфейсный (унифицированный) дизайн, авторский (альтернативный) дизайн, этический (региональный) дизайн. Эти методы имеют ряд характеристик, уникальных критериев и особенностей, которые позволяют их обозначить. Для наиболее распространённой сегодня модели интерфейсного дизайна характерные такие критерии, как: функциональность, однородность, шаблонность. Главная цель такого стиля -- в стремлении приблизить интерфейс сайта к привычным для пользователя программным оболочкам. Особую роль в распространении этой модели играет юзабилити, которое регламентирует создание удобных с т. з. пользователя сайтов. Авторский дизайн характеризуется использованием нестандартных решений, представляет новшества. Здесь играет роль не столько смысл решения, сколько создание виртуальной среды, которая важна причастностью к ней. Этический дизайн связан с важностью для современного общества и для интернета в целом (преимущественно в азиатских регионах). Юзабилити сайтов Юзабилити является инструментом брендинга и одной из важных задач. Существует семь основных постулатов при составлении для юзабилити веб-сайта: 1) веб-сайт должен корректно отображаться при различном экранном разрешении монитора пользователя; 2) веб-страница должна идентично отображаться в различных браузерах, по умолчанию такими являются Internet Explorer, Opera, Firefox, Safari; это правило обусловлено программным обеспечением; 3) веб-сайт должен обязательно включать навигационные элементы, обеспечивающие перемещение по всему сайта и располагающиеся всегда на виду; 4) старайтесь выдержать весь проект в одном дизайнерском стиле, оформляйте различные его разделы таким образом, чтобы общее художественное решение было схожим для всего сайта, т. е. пользователи должны воспринимать сайт как единый инженерно-художественный комплекс; 5) не используйте на одной веб-странице одновременно более трёх различных шрифтов, включая шрифты, применяемые при создании графических элементов; 6) используйте только корректные цветовые схемы, не применяйте при оформлении документов более трёх различных цветов; 7) текст должен быть без труда читаемым. Основные правила для юзабилити веб-приложений Правило "7+/-2": возможности человеческого мозга по отображению информации не безграничны, согласно исследованиям Миллера. Кратковременная память может одновременно содержать от 5 до 9 сущностей, и этот факт часто используют при необходимости сократить количество элементов в навигационном меню до 7. Правило двух секунд: пользователь не должен ждать любой реакции системы более двух секунд. Во многих случаях важно не столько количество кликов, сколько понятность системы. Правило 80/20 (принцип Паретто): в наиболее общем виде формулируется как: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий -- лишь 20% результата. Это правило может быть использовано как базовый принцип при оптимизации какой-либо деятельности. Пример: значительно улучшить посещаемость сатй можно, определив 20% сайта, дающих 80% прибыли, и обратив на них особое внимание при разработке. Правило Шнейдермана: 1) стремитесь к логичности; 2) для опытных пользователей должен быть быстрый способ работы с системой; 3) должна быть информативная обратная связь; 4) диалог должен быть законченным; 5) обработка ошибок должна быть простой; 6) должен быть простой способ отмены действий; 7) пользователь должен чувствовать, что всё под его контролем; 8) как можно меньше информации загружайте в кратковременную память пользователя. Правило Фиттса: перемещение в целевую зону и размер цели важно при размещении элементов, количество кликов на которые желательно увеличить. Правило "Перевёрнутая пирамида": стиль написания, при котором основная мысль представлена в начале статьи. Статья начинается с вывода, за которым следуют ключевые элементы, а завершается наименее важной информацией. Пользователи хотят получить информацию как можно быстрее. Принцип перевёрнутой пирамиды можно использовать при текстовом заполнении веб-страниц. Основные ошибки юзабилити, допускаемые при проектировании сайтов. Из определения юзабилити веб-сайтов следует, что концепция интерфейса должна закладываться ещё на этапе проектирования веб-сайта. Ошибки, которые могут быть на этом этапе: 1) отсутствие чётких целей и пошаговых инструкций; 2) неправильная группировка и размещение функциональных блоков; 3) непродуманная навигация по сайту; 4) избыточная информация; 5) перегруженность эффектами, заставкой, графикой, рекламой. Если нет необходимости, то не следует использовать выпадающие меню; пользователь всегда должен знать, в каком месте сайта он находится; для многоуровневых сайтов следует показывать "хлебные крошки". Методики аудита юзабилити Можно провести экспресс-анализ юзабилити, анализ размещения функциональных блоков, анализ пути по сайту. Экспресс-анализ юзабилити производится по 113 принципам юзабилити Якоба Нильсона. Для электронных магазинов их 250. За выполнение каждого принципа ставятся баллы от 0 до 1. После проведения анализа каждый из принципов юзабилити надо сгруппировать в блоки: функциональные, навигация, размещение, контент, стиль, поиск. По каждому блоку необходимо рассчитать рейтинг процента. Принципы, которые имеют нулевые показатели, сформулировать в проблемный список. Для хорошего сайта рейтинг должен быть более 80%. Если сайт набирает меньше 50 баллов, его полностью нужно перепроектировать.