1) Card Sorting; 2) Contextual Inquiry; 3) Checklists; 4) Prototyping; 5) Surveys; 6) Questionnaires; 7) Pluralistic Walkthroughs; 8) Self-Reporting Logs; 9) Thinking Floud Protocol; 10) Focus Groups; 11) Heuristic Evaluation; 12) Feature Inspection. Интервью имеют заранее заготовленные вопросы и их результаты записываются. Опросы, входящие в обзор, могут варьировать в зависимости от цели исследования, но как правило, они все группируются по следующим категориям: 1) демографическая информация о пользователе; 2) оценка информационного наполнения web-сайта; 3) оценка дизайна сайта (лёгкость в использовании, скорость загрузки, оформление). Обзоры используются как на стадиях концептуализации и разработки, так и для проведения маркетинговых исследований, нахождения потенциальных пользователей, их нужд и компетентности. Огромное количество образцов и результатов обзоров доступно через любую поисковую систему по определённым ключам, например, "web-юзабилити". Следующий метод оценки -- опросники. Опросники для оценки web-сайтов составляются по тем же принципам, что и психологические тесты. Их основное отличие от обзоров состоит в форме представления пользователем. Если обзоры -- это структурированные интервью, то опросники предъявляются в виде списка вопросов и вариантов ответа на них. Существует достаточно много стандартизированных опросников, большинство из которых распространяется на коммерческой основе. Этот метод можно применять на всех стадиях разработки web-сайтов и в процессе его эксплуатации. Плюралистическая проработка проводится большой по размеру группой, в которую входят специалисты по профессиональному здоровью и организации труда. Эта группа шаг за шагом рассматривает действия пользователя, обсуждает каждый элемент взаимодействия с web-сайтом. Их замечания способствуют идентификации имеющихся недостатков. Метод применяется на ранних стадиях разработки с целью получения обратной связи. Протоколы самоотчёта -- это бланки типа "карандаш--бумага", в которых пользователи фиксируют все свои действия и соображения о взаимодействии с web-сайтом. Этот метод является достаточно экономным, т. к. специалисты вовлекаются лишь в обработку результатов. Основными недостатками этого метода, как и других методов, предполагающих самостоятельную работу пользователя, является невозможность регистрации эмоциональной реакции и неадекватность отчётов. Для проведения исследования необходимо обеспечить испытуемых доступом к прототипу web-сайта, описанию задач, которые они должны решать при его использовании, и стандартным бланком для регистрации пользователем своих действий. Обычно эта техника используется на ранних стадиях или для выявления пользовательских предпочтений. Фиксация "мыслей вслух" пользователя, вовлечённого в эксперимент, является одной из самых популярных техник при оценке функциональности web-сайта. Пользователя обеспечивают доступом к тестируемому web-сайту или его прототипу и дают задание, которое он должен выполнить в процессе эксплуатации. Данные записываются на аудиоплёнку или фиксируются письменно. Эта техника позволяет оценить непосредственную реакцию пользователя на взаимодействие с отдельными компонентами сайта, и если его реакция расходится с дизайнерским решением, то возможно. для web-сайта следует изменить эти решения. Несмотря на то, что основной целью является оценка предпочтения, с помощью этого метода можно выявить и терминологию. Метод предполагает обобщение данных, полученных от нескольких пользователей. Существует также близкий метод ответов на вопросы. Фокусные группы. Этот метод заключается в опросе специально отобранной группы пользователей. В исследовании принимают участие 6-10 пользователей. Основное достоинство фокусных групп в том, что они позволяют оценить спонтанные реакции и идеи. Как правило, участники воспринимают происходящее как неструктурированный процесс, но ведущий должен иметь сценарий и следить за невыходом за его рамки. Также следует добиться участия в обсуждении всей группы, т. к. часто в группе выделяется лидер, мешающий свободному волеизъявлению. Результаты заносятся в протокол для дальнейшей обработки. Рекомендуется несколько фокусных групп, состоящих из репрезентативных пользователей. Недостатки фокусных групп: неточность оценки, основанной на предпочтениях небольшого количества пользователей. Могут использоваться на любом этапе разработки и для оценки готовой продукции. Эвристическое исследование проводится группой из 4-6 профессионалов в области экспертных оценок продукции. Их работа базируется на соотнесении качества web-сайта со специально сформулированными эвристическими принципами. Каждый экспериментатор тщательно изучает web-сайт, работая изолированно и письменно фиксируя результаты для независимой оценки. Далее проводится групповое обсуждение полученных результатов, выбирается коллективное решение. Результаты деятельности группы суммируются руководителем исследования. Этот метод может применяться как при разработке макета web-сайта, так и на поздних стадиях его изготовления, а также при анализе готовой продукции. Экспертиза компонентов предназначена для анализа конкретного набора признаков web-сайта, с которыми взаимодействует пользователь для достижения конечной цели. Например, при работе с поисковой системой для достижения результата необходимо набрать адрес этой системы, составить запрос, которым система воспользуется. Метод предполагает оценку доступности и функциональности каждого из этих шагов. Для этого определяется их последовательность и отвечается на следующие вопросы: может ли пользователь реализовть определённый шаг без затруднений, логичен ли переход, хорошо ли обозначены те или иные функции. Применяется в середине разработки, когда набор функций и последовательность их применения уже определён. Основные советы по внедрению принципов юзабилити на web-сайтах: "хлебные крошки" -- укажите пользователю, где он и куда он может перейти; логотип сайта должен ссылаться на главную страницу. Форма авторизации -- в шапке сайта или в левой колонке. Если на сайте есть форма авторизации -- поставьте её на видном месте. Если форма не в шапке сайта -- она должна быть доступна без прокрутки. Оформляйте веб-страницу с помощью заголовков разного размера. Выделяйте ссылки. Также надо выделять цветом посещённые ссылки, чтобы пользователь не заходил много раз на одну и ту же статью. Для контента нужно выбирать удобочитаемый шрифт и цвет, который хорошо контрастирует с фоном сайта. Доменное имя: нюансы: специфика интернета и восприятие информации в сети отличаются от обычного; чтобы было понятно, о чём идёт речь, нужно сказать, как размещается информация на сайте: сайты не читают, а просматривают; доменное имя должно быть коротким, запоминающимся или вызывать определённые ассоциации. Люди приходят на сайт несколькми путями: набрав запрос в строке поиска в поисковой системе, нажав на ссылку на сайт, кликнув по рекламному объявлению. Правила хорошего тона при выборе доменного имени: доменное имя должно совпадать с названием вашей компании (защита имени вашей компании -- зарезервировав имя во всех популярных доменных зонах), следует воспринимать внимание на буквы Ш, Щ и Ч, а также К. Ещё один способ выбора доменного имени -- по номеру телефона (минус -- номера телефонов не вечные). При выборе доменного имени нужно учитывать, как звучит ваш домен, насколько он прост в написании, какие вызывает ассоциации, занятность в различных торговых зонах, является ли товарным знаком, созвучно ли с названием известного домена или компании. Восприятие цвета: различные цвета могут создавать различное настроение. Восприятие цветов может сильно зависеть от национальных особенностей; например, в Европе белый цвет -- символ чистоты, а в исламских странах -- цвет траура. Отрицательное восприятие вызывает преобладание чёрного, красного, коричневого, серого. Очень многое зависит от того, какую атмосферу вы хотите создать на сайте. Например, если сайт посвящён фильму ужасов, то уместны красный, чёрный, серый. А сочетание чёрного, красного и белого считается сочетанием фанатизма и эта гамма будет хорошо смотреться на музыкальном сайте. Сочетание чёрного и розового хорошо смотрится на эмосайта, а чёрного -- на сайтах готов. Фиолетовый цвет -- цвет мистики, магии, чего-то загадочного, потустороннего, поэтому украсят сайты гадалок. Розовый цвет -- цвет блондинок, показного гламура. Жёлтый цвет демонстрирует радость и элитность, а зелёный -- стабильность и богатство. Голубой цвет вызывает успокоение, неторопливость. При составлении сайта надо избегать использования чистых цветов, есть рекомендации по оформлению кнопок.