Человекоориентированное проектирование пользовательских интерфейсов Одной из основных задач при проектировании продукта является успешное его поведение. Весь инструментарий можно объединить под одним названием -- проектирование взаимодействия. Проектирование взаимодействия представляет описание окончательного варианта продукта, которое содержит информацию о том, кто будет использовать продукт, каким образом и с какой целью. Имея такой документ, разработчики осознают, что они создают, а маркетологи могут узнать источник мотивации покупателя. Стили принятия решений на этапе проектирования На ранних этапах развития индустрии программного обеспечения процесс разработки сводился к тому, что программисты сами создавали идею продукта и тестировали его. К середине 90-х годов к процессу разработки ПО стали подключаться профессиональные управленцы. Их задача сводилася к оценке потребностей рынка, формированию основных требований. С развитием ПИ в самостоятельную дисциплину отдельно выделилась такая область, как тестирование, а также широкое распространение получили графические ИП, в связи с чем к процессу разработки ПО подключились графические дизайнеры. Подход к разработке, при котором решения о возможностях продукта, его интерфейсе и поведении принимаются до начала фазы разработки продукта, при этом проектирование во многом определяется стилем принятия решения: 1) непреднамеренное проектирование (команда разработчиков сосредоточена на разработке и внедрении, но не задумывается об удобстве); 2) проектирование "для себя" -- основывается на опыте использования членами команды; хорошо, когда они являются главными пользователями; 3) Genius-проектирование -- основывается на опыте всех членов команды; хорошо работает, если уже есть опыт проведения предварительных исследований пользователей с последующей проверкой дизайнером; 4) проектирование, ориентированное на деятельности -- основывается на исследовании поведения пользователя; для исследования часто применяются методики, основанные на построении диаграмм последовательности и тестировании удобства пользователей; 5) проектирование, ориентированное на пользователя -- основывается на глубоком исследовании целей и нужд пользователя, контекст исследования позволяет принимать детальные решения, которые были бы невозможны при использовании других методов. Очень важно понимать, что будет разрабатываться, с самого начала проектирования, и стараться не допустить глубоких просчётов, которые будут увеличиваться по мере разработки продукта. Ориентированное на пользователя проектирование (ОПП) -- это стратегия проектирования и процесс, в котором потребностям и желаниям конечных пользователей ПП уделяется обширное внимание на каждой стадии проектирования. Ориентированное на пользователя проектирование может быть характеризировано как многоступенчатый процесс, включающий проведение реальных тестов. Для проектировщиков продукта часто очень трудно интуитивно понять, каковы будут пользователи и какова кривая обучаемости каждого из них. Главное отличие ОПП в попытке оптимизировать продукт к тому, как пользователи хотят использовать продукт. В 1999 был принят стандарт ISO 9001:942-210, который определяет использование человеко-ориентированного подхода; согласно стандарту ISO 92-41 (серия 200), общая схема взаимодействия: 1) понять и специфицировать контекст использования; 2) специфицировать требования; 3) разработать дизайн-решение; 4) провести его оценку. Контекст использования: группы пользователей, задачи пользователей, среда и условия, степень детализации, интеграция с требованиями. Необходимо определить целевые группы пользователей, а также их отношение к разрабатываемому продукту. Необходимо определить ключевые характеристики пользователей. Следует учитывать, что продукт будут использовать люди с различными функциональными возможностями. Описать характеристики задач, которые могут повлиять на юзабилити. Необходимо определить технические условия и ограничения. Контекст использования системы должен быть описан достаточно подробно, для того, чтобы обеспечить проектирование. Описанный контекст использования должен стать частью спецификации требования, чтобы опредилить условия, в которых будут реализоваться пользовательские требования. Трудность проектирования в понимании требований лучше, чем сам пользователь; влияние на организационные вопросы; описание потребностей пользователей; спецификация требований; конфликты требований и компромиссы; проверка пользовательских требований. Общие принципы в пользовательских требований: определение нужд пользователей и спецификация конкретных требований к продукту. Влияние на организационные вопросы: если разрабатываемая система будет влиять на организационные вопросы, то в процесс разработки должны вовлекаться менеджеры компании. Описание потребностей пользователя: нужды пользователей и других заинтересованных сторон должны быть определены, принимая во внимание контекст использования -- чего пользователь хочет достичь; должен учитывать все ограничения. Спецификация требований: измеряемые критерии юзабилити, требования, связанные с организационными особенностями, которые будут влиять на пользователя. Конфликты требований и компромиссы: необходимо решить все потенциальные конфликты между пользовательскими требованиями; объяснение должно быть задокументировано, чтобы в будущем можно было понять причины принятых решений. Требования описаны так, чтобы их выполнение можно было протестировать. Требования проверены и уничтожены заказчиком. Требования не содержать нерешённых противоречий. Проектирование: проектирование взаимодействия, проектирование интерфейсов. степень детализации, коммуникация с командой проекта, демонстрация результата. Проектирование взаимодействия пользователя в зависимости от требований. Улучшение дизайна по результатам обратной связи и оценки. Презентация результатов для тех, кто отвечает за разработку. В соответствии с задачами пользователя -- обучаемость, управляемость, терпимость к ошибкам, возможность индивидуализации. Проектирование взаимодействия: распределение задач между пользователем и продуктом, определение интерактивных объектов, необходимых для решения задач; выбор подходящих диалоговых техник, проектирование архитектуры ПИ для эффективной организации доступа к интерактивным объектам. Проектирование интерфейсов: при разработке детальных прототипов должны использоваться знания эргономики, стандартов и руководств. Улучшения по результатам проверки: обратная связь должна быть использована для улучшения и доработки продукта. Стоимость предложенных изменений должна быть тщательно использована того, что должно быть изменено. В плане проекта внесение изменений по результатам обратной связи между членами тесное взаимодействие.