Управление программными проектами Продукт - это усилие ... Свойства проекта - уникальность, ограниченность во времени, ограниченность ресурсов, сложность, неопределённость, предсказуемость. Project Management (управление проектами) - это наука и искусство управления и координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта за счёт применения современных методов и техники управления для достижения определённых результатов по составу, объёму работ, стоимости, времени и качеству, которые будут удовлетворять участников этого проекта. Задачи: 1) управление содержанием проекта и качеством; 2) управление ресурсами проекта; 3) управление рисками; 4) управление коммуникациями и информационное обеспечение проекта; 5) управление конфигурациями и изменениями; 6) управление проектной средой и технологиями; 7) контроль и мониторинг состояния проекта. Планирование и мониторинг работ Планирование является неким регламентом или соглашением о том, как предполагается достигнуть поставленную цель. Основные функции планирования: 1) преобразование потребностей на управляемые задачи; 2) определение необходимых ресурсов; 3) координация командной работы над проектом; 4) оценка потенциальных рисков; 5) сигнализация о возникающих проблемах. В ходе ответа на вопрос определяются цели проекта, стратегии достижения целей, выделяются задачи. Как нужно это сделать? В результате составляется график выполнения отдельных задач, планируется бюджет, решается, кто будет выполнять ту или иную стадию проекта, выполняется планирование человеческих ресурсов, распределение ответственности между исполнителями, определение качественных характеристик (планирование качества), планирование рисков (определяются возможные помехи в процессе выполнения проекта), формулировка метрик проекта, разбиение единого проекта на задачи и подзадачи. Структурная декомпозиция работ (Work Breakdown Structure) - иерархическая декомпозиция и организация деятельностей и подзадач, действий для удовлетворения целей проекта. Контроль - это текущая деятельность, осуществляемая для того, чтобы компенсировать неизбежное отклонение от плана, при этом отдельно могут контролироваться как общий ход выполнения проекта, контроль общих видов работ, контроль отдельных исполнителей и пр. Для того, чтобы выполнять контроль, необходимо вводить метрики - количественные показатели, оценки различных характеристик проекта и процесса его выполнения. Управление рисками В ходе выполнения процесса могут возникать некие угрозы, поэтому необходимо анализировать и планировать их возникновение, при этом те неопределённости, которые возникают в положительном смысле - это благоприятные возможности, если в отрицательном - это риски проекта. Классификация рисков: 1) риски проекта, которые влияют на его течение: 1.1) технологические риски, которые связаны с производительностью технологий, инструментов, которые вовлечены в процесс; 1.2) кадровые риски: конфликтные ситуации, возникающие в команде, несоответствие квалификации, отсутствие необходимых навыков для выполнения тех или иных задач, недостаточная производительность; 1.3) риски требований; 1.4) коммерческие риски: всё, что связано с оценкой расходов проекта, неверной оценкой рынков сбыта; 1.5) управленческие риски; 1.6) производственные риски; 2) риски, влияющие на результаты проекта: 2.1) технические риски; 2.2) качество результатов проекта; 2.3) эксплуатационные риски; 3) бизнес-риски: 3.1) контрактные риски: всё, что связано с соисполнителями проектов; 3.2) инвестиционные риски: финансирование со стороны инвесторов, их финансовое вливание в Ваш проект; 3.3) риски сбыта: этапы сбыта Вашего программного продукта; 3.4) конънктурные риски. Управление риском - это комплекс мероприятий по выявлению, оценке, предотвращению и контролю рисков проекта. Оценка состоит из определения, анализа и назначения приоритетов. Контроль состоит из планирования управления, решений, мониторинга и управления качеством (в международных стандартах сформулировано понятие "качество программного продукта", также качество - это соответствие его потребностям заказчика). Требования - неадекватность функционирования программного продукта, недостаточное взаимодействие программного продукта с другими программами, а также аппаратными и коммункационными средствами, отказы программного продукта в процессе использования по назначению (ISO 9000), замедленное время работы программного обеспечения и задержка предоставления промежуточной выходной информации (ISO 12207), неполнота отображения информации, несоответствие хранимых данных информации тем, которые вводятся оператором (TickIT, SEI), потеря актуальности информации, хранимой в системе (SW-CMM, Trilium), нарушение конфиденциальности информации (ISO 15504), содержание сопроводительной документации и справочной системы (CMMI).