Документ - концепция (видение) работы по формированию видения продукта и границ проекта, обычно начинается на самой ранней фазе проекта, до начала широкомасштабных консультаций по выявлению подробных требований. Понятие видения широко употребляется в бизнес-анализе. Если компания имеет представление о том, какие ключевые цели, сегменты рынка, товарные позиции, прибыль должны быть достигнуты, допустим, через 5 лет, значит, компания имеет долгосрочное видение себя на рынке. Такой опыт формирования видения во многом переносится на процесс разработки программного продукта. Нужно увидеть "как программный продукт впишется в организационные процессы предприятия, какие ключевые выгоды он даст, какие проблемы позволит разрешить". Документ-концепция - это важнейший документ программного проекта, который фиксирует потребности пользователя, функции системы и другие общие требования к проекту. Он описывает на высоком уровне абстракции проблему и её решение. Концепция также служит основой для достижения согласия между основными внутренними сообществами заинтересованных лиц, а именно: 1) отделом маркетинга, который выступает в качестве доверенного лица заказчика и пользователя и отвечает за успех продукта после его реализации; 2) командой проекта, разрабатывающей приложение; 3) руководством, которое несёт ответственность за бизнес-результат. Есть несколько способов формирования документа-концепции, от которой зависит его содержание и последовательное создание. Концепция в ГОСТ: после выявления требований к системе выполняется этап разработки требований к системе. Основные работы этого этапа: 1) изучение объекта; 2) проведение научно-исследовательских работ; 3) разработка вариантов концепции автоматизированной системы; 4) оформление отчёта о выполненной работе. Видение в рамках MSF (методология разработки программных продуктов фирмы Microsoft): согласно "Белой книге" MSF, на фазе разработке концепции закладывается одна из фундаментальных основ успеха проекта, создания и сплочения проектной группы на основе выработки единого видения. Проектная группа должна чётко представить себе, что она хочет сделать для заказчика, и сформулировать свою цель таким образом, чтобы максимально мотивировать как заказчика, так и саму проектную команду. Выработка высокоуровневого взгляда на цели и условия проекта может рассматриваться как ранняя форма планирования. Она подготавливает почву для процессов создания детальных планов, которые будут выполняться непосредственно во время фазы планирования. Видение RUP: Построение документоведения для типографии. Видение (концепция) 1. Введение. 1.1. Цель. Цель создания этого документа состоит в том, чтобы собрать, проанализировать и определить высокоуровневые потребности и возможности системы диспетчеризации типографии. Документ акцентирует внимание на возможностях, необходимых совладельцу и целевым пользователям, и на том, почему эти потребности существуют. Подробности того, как система диспетчеризации типографии выполняет эти потребности, будут детализированы в прецедентах и дополнительных спецификациях. 1.2. Контекст. Настоящий документ разрабатывается в рамках проекта автоматизации деятельности типографии ВМВ. 1.3. Определение и сокращения. Основные определения приведены в документе "Приложение 1. Глоссарий". 1.4. Ссылки. 1.5. Краткое содержание. Документ описывает высокоуровневые требования к системе диспетчеризации полиграфического предприятия. Указаны основные деловые преимущества рассматриваемого решения, сформулированы ключевые проблемы и способы их решения, приведены характеристики пользователей системы, возможности системы, ограничения, показатели качества и другие требования к продукту. 2. Позиционирование. 2.1. Деловые преимущества. В настоящее время диспетчеризация в типографии ВМВ осуществляется на основе использования электронных таблиц. В сравнении с существующим, новое решение позволит обеспечить более удобный режим доступа заинтересованных лиц к информации, повысить быстродействие, обеспечить надёжное хранение данных и более полный охват функций, подлежащих автоматизации. 2.2. Определение проблемы. Проблема: недостаточно оперативный обмен информацией между диспетчером и всеми взаимодействующими с ними лицами. Затрагивает: диспетчера, менеджеров, мастера цеха, работников цеха. Её следствием является: задержка выполнения заказов. Успешное решение: максимальная оптимизация работы цехов, экономия времени всех участников процесса. Проблема: высокая трудоёмкость процесса диспетчеризации. Затрагивает: диспетчера. Её следствием является: затянутость процесса диспетчеризации, ошибки планирования. Успешное решение: исключение ошибок, повышение эргономичности работы диспетчера. Проблема: сложность назначения реального срока выполнения заказа, согласованного с производством. Затрагивает: диспетчера, менеджера. Её следствием является: возможная потеря заказа и, соответственно, выгодных клиентов, неисполнение заказов в срок. Успешное решение: при внесении в систему запроса желательно получить варианты возможного времени исполнения данного заказа, исключить возможность накладок. Проблема: трудность получения информации о текущем состоянии заказов в производстве. Затрагивает: диспетчера, менеджеров, мастера цеха. Её следствием является: ситуация, когда заказчик длительное время не имеет информации о реальном состоянии дел. Успешное решение: оптимальное распределение времени выполнения заказов, получение текущей информации о ходе выполнения заказа. 2.3. Определение позиции изделия. Для: типография ВМВ. Которой: требуется оптимизировать процесс диспетчеризации заказов. Название продукта: АИС "Диспетчер". Который: основан на промышленной СУБД и высоконадёжен. В отличие от: существующего механизма на основе электронных таблиц. 3. Описание пользователей. 3.1. Сведения о пользователях. У системы существуют три основных пользователя: диспетчер, менеджер, мастер цеха. Менеджер: вводит данные о вновь поступивших заказах, контролирует их исполнение. Диспетчер: планирует работы цеха, следит за их исполнением. Мастер цеха: вводит данные о реальном состоянии работ (заказов). 3.2. Пользовательская среда. В настоящее время на предприятии имеется 5 производственных участков (цехов), 5 мастеров, 1 диспетчер и 10 менеджеров продаж. Увеличение количества мастеров в ближайшие 8 лет максимально до 10-и, менеджеров - максимально до 20-и, диспетчеров - максимально до 2-х. Разумное время планирования одного заказа - 10 минут, для сложных заказов - не более 25-и минут. Платформа: ..., операционная система: ... . 3.3. Профили пользователей. Типичный представитель: менеджер. Описание: пользователь системы, наделённый правами на чтение информации и занесение данных о заказах. Тип: пользователь. Ответственность: вводит данные о вновь поступивших заказах, назначает срок исполнения заказа на основе представленной в системе информации, осуществляет контроль заказов. Критерий успеха: возможность определения реального срока исполнения заказов, получение данных о реальном состоянии заказа в производстве. Типичный представитель: диспетчер. Описание: пользователь системы, наделённый правами на изменение плановой информации в системе. Тип: пользователь. Ответственность: выполнение заказов в срок, ритмичная загрузка оборудования. Критерий успеха: выполнение заказов в срок, минимизация простоя оборудования. Типичный представитель: мастер цеха. Описание: пользователь системы, наделённый правами на внесение фактической информации о выполнении заказов в произоводстве. Тип: пользователь. Ответственности: ввод данных о назначении исполнителей работ и результатах их деятельности. Критерий успеха: наличие в системе оперативной информации. 3.4. Ключевые потребности пользователей. Диспетчер: затрачивает большое количество времени на составление очереди заказов и внесение необходимых изменений. Менеджеры: затрачивают много времени на урегулирование накладок с диспетчером. Предприятие: нуждается в системе, которая позволит ускорить и оптимизировать указанные процессы. 4. Краткий обзор изделия. 4.1. Контекст использования системы. Система является законченной независимой разработкой. В перспективе возможно использование системы в комплексе с системами автоматизации других подразделений. Коммуникации: на уровне доступа к общей базе данных. 4.2. Сводка возможностей. Возможности заказчика|Поддерживающие функции Упрощение работы диспетчера|Автоматическое планирование управления срочными заказами, обратная связь с цехом, оперативная корректировка планов. Ускорение обращения информации.|Система позволит ускорить процесс получения необходимой информации о времени выполнения заказов диспетчером и менеджерами, оптимизирует взаимодействие диспетчера и мастера цеха. Формирование единой базы для планирования и последующего анализа|Все заинтересованные пользователи со своих рабочих мест имеют доступ к оперативной информации о загрузке производственных ресурсов и состоянии заказов. Накопленные в базе данные позволяют анализировать статистику. Возможность индивидуального подхода к каждому заказу.|Система позволяет классифицировать заказы на простые, срочные и т. п. и поддерживать разные режимы планирования в зависимости от типа заказа. Отказ от излишних коммуникаций|Система позволит пользователям получать нужную им информацию самостоятельно, не отвлекая от работы других участников процесса. 4.3. Предложения и зависимости. Система будет использоваться на территориально сосредоточенном предприятии; в случае изменений в формах документов система должна претерпеть малосущественные изменения. В случае приобретения или разработки информационных систем, автоматизирующих сложные участки (маркетинг, склад готовой продукции) будет необходимо разработать соответствующие средства импорта-экспорта информации. 5. Возможности продукта. 5.1. Структурированное описание заказа. Возможность описания заказа через упорядоченную во времени совокупность работ, а также параметров. 5.2. Расчёт нормативного времени выполнения работ по заказу. Возможность для каждой из работ заказа автоматически определить на основании введенных параметров время исполнения работы с точностью до минуты. 5.3. Передача заказов в производство. Возможность направить заказ, в котором указаны все необходимые параметры в производство. 5.4. Диспетчеризация работ заказа. Возможность для каждой из работ заказа выбрать требуемый ресурс из возможных ресурсов и установить время начала и окончания выполнения с точностью до минуты.